Кино – совершенно удивительный мир. Движущиеся образы завораживают зрителей, восхищают, вдохновляют, шокируют, способны вызвать противоречивые чувства, заставить смеяться или плакать. Трудно представить рядовому зрителю, как снимаются фильмы, что творится внутри необыкновенного мира, собравшем на одной площадке столько творческих, ярких личностей.
Как все начиналось
1893 – Иосиф Тимченко, российский инженер, вдохновившись разработками о «живых картинках», снял первые ролики. Спустя год братья Люмьер снимали, затем демонстрировали короткие киноленты. Они положили начало новой эпохи – эры кинематографа, нового жанра искусства. Над одноминутными роликами трудились самостоятельно, без команды.
Француз Жорж Мельес основал первую киностудию, отдельное предприятие, где проделывалась работа на съемочной площадке группой специалистов. Работа выглядела совсем иначе, нежели сегодня, зато схема «кадр-план-сцена-эпизод», разработанная американцем Дэвидом Гриффитом, прижилась насовсем. Кино перестало являться работой одного мастера одному зрителю.
Что за кадром
Готовая картина – труд колоссального объема. Не посвященным, трудно представить, каким образом все начинается, что происходит – съемочной площадке посвящена целая жизнь десятков работников, трудящихся ради зрителя от заката до рассвета во благо общей идеи. Это оборудованный уголок, фундамент, где начинается работа – разрабатывают мизансцены, репетируют, перевоплощаются.
Где рождается кино
Нельзя точно сказать, как выглядит съемочная площадка, – все зависит от сцены, планируемой снимать. Созданный искусственно павильон, городская местность, деревня, природный объект – территория съемки огораживается, оставляя доступ исключительно составу съемочной группы.
Администратор по площадке выбирает территорию будущей съемки.
Режиссер создает планы эпизодов отдельной площадки, а над ее оборудованием, последующим созданием кадра трудится куча народу.
Иерархия творческого коллектива
Как любой цех или сферу услуг, съемочную площадку, что ни собрались снимать – документальный, научно-популярный, художественный фильм, — возглавляет свой руководитель – режиссер-постановщик.
Изобразительное решение картины ложится на плечи оператора-постановщика. Декорационное оформление возглавляет художник-постановщик, эскизы костюмов создает соответственно художник по костюмам. Композитор отвечает за музыкальное сопровождение картины, звукорежиссер руководит созданием записи звучания.
Отдельные коллективы творческого процесса
Транслируются исключительно актеры, дублеры, массовка фильма, тогда как работа в съемочной группе пусть крутится вокруг них, одними ими далеко не ограничивается. Группа сценаристов, режиссерская, трюковая, операторская группы – пускай они остаются за кадром, без них невозможно снять крошечный кинофильм, длиною 30 минут.
Огромное значение достается спецэффектам. Дальше, после съемки, над картиной работает множество компьютерных гениев, во время записи ленты внимание уделяется трюкам. Съемочная группа включает:
- постановщики трюков,
- дрессировщики животных, если нужны,
- трюкачи – дублеры или учителя основного актерского состава.
Операторской группе надлежит трудиться над съемкой. Кинооператор – правая рука главного оператора. Масштабные съемки одним кинооператором не обходятся. Ассистенты обслуживают киноаппарат, управляют некоторыми его частями (например, фокусом), следят за помехами внутри кадра – им достается не менее важная и кропотливая работа.
Режиссеру-постановщику в помощь дается режиссерская группа. Второй режиссер планирует, организовывает рабочий процесс. Тогда как главный режиссер сосредотачивается на творческом процессе, помощник вникает в детали, решает хозяйственные вопросы, делает график вызова актеров и следит, как работают – съемочной площадке без него не стать мирно организованной, без происшествий. Среди прочих – помощники режиссера, отдельный режиссер по работе с актерами кинопроб, помощники со сценарием, режиссер монтажа, плэйбек.
Обслуживающий персонал
Чем масштабнее картина, тем больше персонала специализированных цехов.
Если обойтись одним художником-гримером нельзя, помощь окажет целый цех – парикмахеры, ассистенты, художники по гриму.
Вспоминая знаменитое «звук-камера-мотор», следует отметить значимость звукового цеха. Кроме звукооператора, работают микрофонщики, звукооформители, инженеры звукозаписи.
От кого зависит съемка
Административный персонал, возглавляемый продюсером, художники по костюмам, бригада осветителей, постановочный, пиротехнический цех и многие другие трудятся во благо творческого процесса. Пусть киноэкраны не пестрят их лицами, их работу видят и оценивают миллионы зрителей.
Вывод
Какая ни талантливая игра актеров, или замысловатый фантастический сценарий с острой сюжетной линией, без грамотной постановки, создания микроклимата в коллективе, организации работы съемочной группы, кинолентам никогда не завоевать звездный успех. Работа десятков, сотен незаметных зрителю работников – вот ключ к успеху бестселлера мирового кинематографа.
comments powered by HyperComments