Работа писателя — процесс творческий и, как все творческие процессы, слабо поддается алгоритмизации. Никакая пошаговая инструкция не заменит фантазию и талант, не добавит «изюминки» тексту и не сделает сюжетную линию более динамичной и привлекательной для читателя. Однако начинающий писатель, или сценарист может облегчить себе задачу, придерживаясь некоторых правил. Возможно, они пригодятся и вам.
Не разбрасывайтесь идеями
Не ленитесь записывать пришедшие в голову идеи в блокнот или тетрадку, отдельными словами, предложениями и целыми абзацами. Лишнее вычеркнется, подходящее отшлифуется и пойдет «в дело». Размышляя, как придумать интересный сюжет и наткнувшись на оригинальную идею, не спешите сразу писать рассказ, или сценарий. Дайте идее «отлежаться». По признанию многих творческих личностей, эта пауза в пару-тройку дней реально помогает эффективней проявить творческие таланты.
Стремитесь к идеальной завязке
Отвечая на вопрос «как придумать оригинальный сюжет», не забывайте об эффектном начале. Какой будет смысл в хитросплетениях сюжетных линий, отточенности образов героев и живописности описаний, если читателя не привлечет завязка и он прекратит знакомство с произведением на второй странице? Начало, завязка сюжета, должно быть безупречным, в том числе со стилистической точки зрения. Читатель простит мелкие погрешности по ходу сюжетной линии, но дайте ему вначале увлекательно закручивающуюся интригу, заинтересуйте его.
Развивайте творческие способности
Творческие способности можно развивать. Больше практикуйтесь, критически перечитывайте написанное, шлифуйте тексты до состояния ограненного алмаза. Не огорчайтесь отсутствием видимого прогресса — путь этот долог, результаты проявляются не сразу. Весьма способствует развитию творческих способностей знакомство с творчеством мастеров, идет ли речь о литературе, театре или кинематографе.
«План — ничто, планирование — все», — Мольтке
Так как придумать сюжет? Начать с «каркаса», «скелета» сюжетной линии, постепенно «наращивая» на нем «мясо». Вплетите в формулу «завязка — развитие сюжета — кульминация — развязка» свои оригинальные идеи и составьте общий план, сценарий. Продумайте причинно-следственные связи, структурируйте идеи и расставьте их в нужном порядке. Продумайте персонажей. Пусть поначалу их образы будут схематичны и двумерны, впоследствии они пополнятся новыми деталями и станут более живыми.
Не усложняйте
Не увлекайтесь второстепенными персонажами и малозначимыми параллельными сюжетными линиями. Пока будете тщательно прорисовывать каждого из трехсот спартанцев, рискуете проиграть битву под Фермопилами, а непроходимые лабиринты сюжетных линий увеличивают риск проявления логических нестыковок. Чтобы создать эпическое полотно наподобие «Войны и мира», нужно быть Львом Толстым. Обилие цветистых, многослойных описаний и рассуждений принесло известность некоторым писателям… и отвернуло от их творчества целые армии читателей. Увлекайтесь в меру.
Мир действия
Так, все-таки, как придумать хороший сюжет, не раздражая читателя и не убивая его интерес? Уделите внимание месту и времени действия. Придуманный мир дает больше простора фантазии, реальный мир даст больше готовых деталей. Одно дело — создавать город Энск «с нуля», другое — взять «готовый» Санкт-Петербург начала XIX века, или Чикаго времен гангстерских войн. Описывайте этот мир, выдуманный, или настоящий, не пренебрегая деталями и описаниями быта, но и не усердствуя чрезмерно. Тяжеловесные, трудные для цельного восприятия описания снижают динамику и, соответственно, интерес читателя.
Добавьте «изюминки»
Решая, как придумать сюжет и сценарий, не забывайте об интриге. Кроме основной интриги сюжетной линии, можно добавить еще «изюминки», цепляющие читателя и не дающие угаснуть его интересу. Не стесняйтесь загадывать загадки и задавать вопросы читателю, давая ему пищу для размышлений. Не раскрывайте все карты сразу, не торопитесь. Подводите к раскрытию основной идеи постепенно, намекайте, подсказывайте, но дайте читателю самому сделать выводы.
Конец — делу венец
Размышляя, как придумать сюжет истории, не забывайте о концовке. Как и завязка, развязка должна быть эффектной. «Смазанное» завершение даже самого увлекательного сюжета легко испортит впечатление обо всем произведении в целом. Развязка может быть жирной точкой, достойно завершающей кульминационный момент сюжета, а может быть открытой, недосказанной. Во втором случае читателю дается возможность самому додумать будущее персонажей и возможное развитие событий. И тот и другой варианты могут быть привлекательны при достойной реализации.
Говорят, количество базовых сюжетных линий и архетипов персонажей ограничено. Говорят, все происходящее в жизни и на страницах книг — лишь очередное комбинирование ограниченного набора основных инстинктов, чувств и эмоций, моделей поведения и типичных ситуаций и реакций. Говорят… но это то же самое, что впихивать все проявления любви в жесткие рамки гормональных процессов и базовых инстинктов. Тоже и с сюжетами. Пусть в каких-то деталях они повторяют заезженные темы, но всегда можно показать даже прописные истины с необычной стороны и придать сюжету оригинальности интересными описаниями и неординарными действиями действующих лиц.
comments powered by HyperComments